Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать, познавать, творить, гармонично вписываются в естественную среду младшего дошкольника – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания окружающего мира, людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. В самых разных системах обучения, игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний [19].
Представители зарубежных теорий объясняли сущность игры с идеалистических позиций, называли игры спонтанными, считали их «чистым проявлением природы».
Г.В. Плеханов одним из первых сделал попытку материалистически обосновать происхождение игры. Он доказал, что труд предшествует игре, и что игра ребенка является отражением окружающего его объективного мира. В ходе исторического развития общества вначале была охота, а потом уже возникли игры в охоту ради удовлетворения этой потребности [43].
Проблеме игры детей дошкольного возрастов посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, А.П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко и др.), в других исследованиях определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, З.М. Богуславская и др.) [18]. Для ребенка игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможностью развития познавательной деятельности. Процесс игры переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были [9].
Наряду с тем, что взрослея, ребенок нуждается в самостоятельном подходе к организации игрового процесса, существует достаточно много неопределенности применительно процесса формирования игровых навыков у дошкольников. Возникает противоречие между потребностями общества в сформированности у дошкольника игровых навыков и отсутствием научно-методического и дидактического обеспечения, необходимого и достаточного для формирования игровых навыков дошкольников. Данные обстоятельства обеспечивают актуальность обращения к данной теме.
Целью работы является изучение особенностей развития игровых навыков младших дошкольников в процессе совместной с воспитателем деятельности.
Объект: игровая деятельность младших дошкольников.
Предмет: развитие игровых навыков младших дошкольников в процессе совместной с воспитателем деятельности.
Гипотеза: развитие игровых навыков младших дошкольников